1. Развитие энергетики в Советской России началось с плана ГОЭЛРО и стало основным приоритетом перехода к централизованной экономике. Сегодня, благодаря своей специфике и роли в глобализационных процессах, энергетика вновь превращается в приоритет перехода, но на этот раз — от централизованной к рыночной экономике. Болгарская энергетика в этой связи сталкивается с большими проблемами как объективного, так и субъективного порядка. Дело в том, что незре-лость рыночных регуляторов и хозяйственных механизмов не позволяет экономике компенсировать негативные эффекты произвольных действий политиков, тем более ограничивать их силу. Поэтому в Болгарии, как и в других странах перехода, такие неадекватные воздействия политики на экономику бьют по всему обществу. Мобильность сетей производства, передачи, распределения, торговли и потребления энергии мультиплицирует эти эффекты. Вот почему проблемы рынка и механизмов регуляции в энергетике переходных экономик не могут быть сведены к чисто технологическим, узко профессиональным вопросам.
2. Болгария очень тесно связана и сильно зависит от регионального и мирового рынков энергии. Во-первых, она импортирует более 70% своих первичных энергетических ресурсов. Единственными значимыми местными энергетическими ресурсами являются залежи низкокалорийного лигнитного угля с высоким содержанием серы. На настоящий момент Болгария рассчитывает преимущественно на экспорт русских энергоносителей — нефти, газа, высококачественного угля и ядерного горючего. Такая структура энергетического баланса тревожит определенные круги как в самом болгарском обществе, так и вне его в том смысле, что страна оказывается чрезвычайно зависимой от импорта. Во-вторых, Болгария имеет такой уровень развития электроэнергетики, который обеспечивает свободный доступ к сетям как внутри страны, так и в регионе в целом. Это делает практически осуществимым свободный выбор контактов между производителями и потребителями как в самой стране, так и в регионе Юго-Восточной Европы.
В странах Европейского союза, к интеграции с которым стремится Болгария, зависимость от импорта энергии и энергоресурсов в настоящий момент составляет 40% от общего баланса, но прослеживается тенденция к тому, чтобы она достигла через 20 лет уже 70%. Поэтому ЕС делает усилия в двух направлениях: а) уменьшение относительного потребления энергии на единицу валового внутреннего продукта; б) усиление использования возобновляемых местных источников энергии. Союз заинтересован в поиске экономических возможностей увеличения энергетической надежности на своем европейском рынке:
- через диверсификацию источников и доставщиков энергоресурсов;
- через усиление взаимной зависимости и использование узлового географического положения Болгарии для увеличения транзита российских и азиатских ресурсов (газа, нефти и электроэнергии) на запад и юг.
Вопреки ограниченным местным ресурсам, болгарская экономика отличается от других стран (не только развитых, но даже и соседних с ней переходных) исклю-чительным энергетическим расточительством. В связи с этим правительство и по-литическая элита страны видят в рациональном использовании энергетических ресурсов одну из важнейших стратегических целей экономики. К этому, по крайней мере, декларативно стремилась и централизованная экономика. Однако, как показывает анализ, отсутствие реальных рыночных механизмов воздействия не позволило достичь значимых результатов на этом пути, вопреки серьезному научному потенциалу, которым располагала социалистическая экономика.
По моему мнению, существенная рационализация энергопотребления и энергетического баланса возможна только в условиях конкурентной экономики и регулируемого энергетического рынка. Близкое к этому понимание декларировало в своей Программе управления и правительство Болгарии, объявив своим приоритетом создание конкурентного энергетического рынка в стране. Этот взгляд на проблему был подтвержден также решением Совета Министров о создании Регионального энергетического центра в Софии как постоянного органа Пакта стабильности в Юго-Восточной Европе. Задачей этого органа провозглашено координирование инициатив в области энергетики через усиление сотрудничества между сторонами Пакта, облегчение международной торговли энергией и энергоносителями, повышение надежности энергоснабжения, привлечение инвесторов и рационализация инвестиционного процесса. Российская сторона как основной поставщик энергоресурсов в Болгарию подкрепила данную инициативу болгарского правительства во время недавнего визита президента Георгия Пырванова в Москву.
Дальнейшая работа по созданию современной, рыночно функционирующей энергетики требует ясной стратегии, единой политической воли и некоторых важных предпосылок для реализации стратегии, которыми в настоящий момент Болгария не располагает.
3. В энергетическом секторе развитых в рыночном отношении стран в середине 90-х годов была осуществлена широкая структурная реформа в направлении дерегулирования, либерализации цен, коммерциализации и приватизации энергетических объектов. В результате во многих странах был осуществлен переход от прямого регулирования поставок энергии и энергоресурсов и цен на них к введению рыночных правил, стимулированию конкуренции и широкому участию потребителей в принятии решений по развитию энергетики. Акцент был поставлен на комплексности преобразований в производстве, передаче, распределении, торговли и потреблении как энергоносителей, так и электро- и теплоэнергии. При этом обеспечение условий для конкуренции именно на рынке энергоносителей стало первым шагом, фактором значительного уменьшения расходов на производство электро- и теплоэнергии, а соответственно, и снижения тарифов для потребителей этой энергии.
Болгарская энергетика все еще не готова к такому переустройству по многим причинам, но, прежде всего, потому, что стратегическое планирование и экономическое регулирование, обеспечивающие комплексность, не получили развития как нормы управления. Большинство предприятий в энергетическом секторе финансово нестабильны, а оплата энергии для бытового потребителя субсидируется. Больше 500 ООО домохозяйств получают бесплатную энергию или энергоресурсы для обогрева зимой. И вопреки этому, по данным официальной статистики, удельный вес энергии и энергоресурсов в расходной части бюджета домохозяйств в 2001 году достиг 10%. Потребительский рынок сужен до предела.
Процесс оптимизации энергопроизводства и энергопотребления сдерживается и тем, что в секторе господствует государственная собственность. Так, например, Национальная государственная электрическая компания разделена на 15 фирм, каждая из которых работает в одной из следующих трех сфер: производство, передача и распределение энергии (вместе с продажей). Однако условий для функционирования хозяйственных и рыночных отношений, адекватных этому разделению, нет. Нет и стратегического сценария отношений с Европейским союзом в области энергетики. Новые инвестиции в энергетике незначительны, а общество сотрясается скандалами, вызванными сокращением сроков вывода из эксплуатации реакторов на единственной болгарской атомной электростанции. Масштабы потерь при реальном отказе от эффективной атомной энергетики трудно оценить.
В решениях государственных предпринимателей в энергетике очень остро чувствуется противоречие между ограниченностью внутреннего энергетического рынка и отсутствием ясных перспектив в развитии внешнего. Так, в электроэнергетике, при наличии 9000 МВт инсталлированной мощности, максимальная нагрузка в последние годы достигала не больше 4200 МВт. В то же время соседние страны испытывают острый дефицит электроэнергии в пиковые часы. Наблюдается нечто вроде альтруизма — страна, имея излишек, не стремится его реализовать и получить прямую прибыль. Нужен все же какой-то разумный эгоизм — продать то, что сам не можешь использовать, а если останавливаешь его — получить обоснованную компенсацию, чтобы на вырученные средства приобрести необходимое самому себе.
Таким образом, ситуация ставит болгарскую экономику в условиях стратегического риска: рассчитывать исключительно на иностранные инвестиции, теряя значительную часть накопленных до сих пор ресурсов и получаемых доходов в энергетике со всеми последующими экономическими и социальными эффектами, или быстро и обдуманно мобилизовать национальные ресурсы для приближения к уровню стран ЕС по мобильности и гибкости регулирования хозяйственного механизма в энергетике. Это второе направление с правом можно назвать «политикой разумного эгоизма».
4. По моему мнению, стратегические цели перед энергетикой Болгарии можно сформулировать следующим образом:
- уменьшение расходов и ограничение роста цен;
- высокая надежность и качество снабжения;
- укрепление рыночных позиций болгарской энергетики в Юго-Восточной Европе;
- прозрачность и справедливое распределение выгод рынка между его агентами.
Условием реализации этих целей является доказанное мировым опытом и практикой развитых стран подчинение рынка энергоносителей, а также электро- и теплоэнергии модели «двухсторонних договоров при регулированном рынке».
Эта модель вводит механизм регулированной конкуренции на энергетическом рынке. В электроэнергетике, например, после полного внедрения модели диспетчер будет распределять энергию на основе прямых договоров между производите-лями и потребителями и балансировать систему на основе «плановых контрактов». Основным критерием для подбора потребителей, подписывающих прямые договора с электростанциями, будет объем годового потребления энергии.
Таким образом, постепенное «освобождение» рынка в энергетике будет конт- ролированно через увеличение охвата потребителей с правом выбора своего поставщика по определенному графику, согласованному со схемой интеграции страны с ЕС и требованиями европейской директивы по электроэнергии. Целесообразно «освободить» рынок первоначально не более чем на 10-20% от объема производимой энергии, что даст возможность вовремя реагировать на дефекты и усовершенствовать процедуры и правила.
Применение прямых договоров не означает, что потребители электроэнергии и газа среднего и низкого напряжения будут получать эту продукцию без участия или, так сказать, «перескакивая» распределительные фирмы. Из-за монополии, которую имеют распределительные компании в своих регионах, они должны остаться объектом регуляции и балансирования. По той же причине должны быть регулированы и цены передачи, осуществляемой монополистами в передаче электроэнергии и газа — Национальной электрической компании и «Булгаргаз». Даже тогда, когда бытовой потребитель сможет выбирать своего поставщика, цена электроэнергии и газа должна будет иметь регулируемый компонент, связанный с учетом расходов передач. В переходном периоде, а в исключительных случаях и после него, цена, видимо, должна иметь и регулируемый компонент, связанный с необходимостью избежания «перекрестного субсидирования» некоторых групп потребителей из бюджета.
При реализации модели важна роль созданного, но пока еще слабо развитого основного регулирующего органа — Государственной комиссии по регулированию энергетического рынка (ГКЭР), связанной с определением рыночных правил, правил ценообразования и охвата «плановых контрактов».
5. Создание конкурентного энергетического рынка требует целенаправленных разработок регулирующих правил и документов, а также проведения соответствующих подготовительных мероприятий. Наиболее существенными являются:
- Подготовка проекта развития механизмов внутреннего и внешнего рынка энергии: общие условия, участники, администрация, правила договоров доставки энергии, правила договоров по дополнительным услугам, правила балансирования рынка на базе индикативных планов, правила надежного функционирования, торговые правила измерения, способы расчетов и удовлетворения претензий и др.;
- Осуществление приватизации (после выяснения рыночных структур и правил) с ясными целями по привлечению инвестиций и модернизированию управления (в краткосрочном плане), а также для достижения конкурентных внутренних цен на энергию (в долгосрочном плане);
- Укрепление позиций, автономности и влияния основного регулирующего органа в энергетике (ГКЭР);
- Принятие нового закона по энергетике, регламентирующего поведение участников рынка, торговые отношения между ними, создание и роль нового звена в электроэнергетике — «Торгового оператора» и др.;
- Создание тарифов по балансирующему рынку и по передаче энергии, по системным услугам и распределению договорной энергии и др.
- Переработка существующей нормативной базы эксплуатации сети (отра-жающая требования рыночной модели), в частности правил диспетчирования и ис-пользования сети;
- Обучение участников рынка.
Особую роль при реализации этих мероприятий должно сыграть индикативное планирование. Его внедрение диктуется не только сетевым характером энергетики и ее спецификой естественной монополии. Бесспорным фактом является то, что везде, где есть эффективная и конкурентоспособная энергетика, есть и хорошо организованное индикативное планирование. В связи с этим Болгария поставлена перед серьезной проблемой разработки и принятия Закона об индикативном планировании со всеми необходимыми нормативными актами по его внедрению.
Плановые контракты, о которых уже шла речь, должны рассматриваться как процедура формализованного обмена намерениями между центральными государ-ственными органами страны, крупными предприятиями и всеми территориальными органами управления. На базе таких контрактов, хозяйственные субъекты, действующие в условиях рынка получают возможность выразить свои намерения в отношении цен и инвестиционных проектов, вытекающих из Национального плана экономического развития, а правительство, со своей стороны, могло бы им предложить различные формы поддержки в зависимости от того, каким будет отношение к их намерениям у остальных субъектов хозяйственного процесса. Так, правительство могло бы, например, облегчить, там где это необходимо, получение кредитов на приемлемых условиях.
6. Стратегия развития энергетики должна предвидеть разрешительный, но вместе с тем и стимулирующий режим создания новых мощностей. Роль государства должна быть ограничена изданием разрешения на строительство новых мощностей и обеспечением облегчения кредитования, налогов и других косвенных методов стимулирования строительства. Внедрение этого режима должно быть согласовано с графиком либерализации внутреннего и внешнего рынка электроэнергии. Так инвеститоры смогут принимать самостоятельные решения и брать на себя соответствующую долю рыночного риска.
Параллельно с разрешительным режимом при инвестировании жизненно важных для страны новых мощностей должна действовать и процедура публичных торгов. Государственная политика торгов должна продолжить традиции опоры на два источника: ядерная энергия и местные лигнитные угли. Торги должны осуществляться по инициативе ГКЭР на основе прогнозных оценок возможного дефицита энергии. С выигравшими торг кандидатами должны подписываться долгосрочные соглашения о покупке энергии, близкие по своему статусу к «плановым контрактам».
Считаю, что, при существующей нестабильности долгосрочных прогнозов по-требления и большой динамике рынка энергии, в первое время рыночные позиции Болгарии среди стран Юго-Восточной Европы должны поддерживаться сравнительно небольшими инвестициями. Эти небольшие инвестиции должны быть направлены на продолжение жизненного цикла ключевых электро и теплостанций через приватизацию с участием стратегических инвесторов, на повышение эффективности по всему циклу производства передачи, распределения и потребления энергии, а также на обеспечение надежного обмена энергией в регионе по приемлемым ценам.
Будущее покажет, смогут ли страны, находящиеся в переходных условиях, без существенных потерь перестроить свои естественные энергомонополии, созданные государственно-вертикальным интегрированием, в высокоэффективные ры- ночно-функционирующие системы. И у нас есть такая амбиция!
Статья является частью Научные труды
Международного союза экономистов
и
Вольного экономического
общества россии
Том двенадцатый
ISBN: 5-94160-047-X
Москва
Санкт-петербур
2003 г.